Когда все
заканчивается, затихают аплодисменты и гаснет свет, в старом, уютном гардеробе,
они возвращаются на свои места. Там каждый из них – избранный, у каждого из них
своя история и удивительная аура. В театре им. Ш.Руставели хранится множество
старых и новых костюмов, которые создавались для легендарных грузинских
актеров. Многие из них прожили больше столетия и теперь являются частью
истории.
Часто, для
того, чтобы помочь, костюмы отправлялись из театра им. Ш.Руставели в другие
театры, иногда они даже переделывались, хотя сегодня костюмы, которые хранятся
в музее театра – уже экспонаты, и они не могут быть изменены. По инициативе
Гоги Алекси-Месхишвили их часть перенесена в музей театра и любой желающий
может их увидеть.
Недавно, при
помощи Международного центра искусств, из гардеробов театра им. Ш.Руставели и
театра им. К.Марджанишвили прошла идентификация и выставка костюмов. Как нам
рассказала руководитель музея театра им. Ш.Руставели, Бела Чумбуридзе, во время
работы произошло интересное открытие: один из исторических костюмов, созданных
Солико Вирсаладзе для «Великого Царя», который хранится в музее театра,
сравнили с имеющимся фотоматериалом (на котором изображен Акаки Хорава),
оказалось, что орнамент на костюме, запечатленный на фото, отличается от
орнамента костюма, который хранится в музее. Таким образом, мы можем сказать,
что костюм, который хранится в музее театра, принадлежал не Акаки Хорава, а его
дублеру - Эросу Манджгаладзе (существует и видеоматериал, который это
подтверждает). А костюм самого Акаки Хорава хранится в театральном гардеробе.
Красивейший
костюм был и у Александры Тоидзе, которая играла Ирину Годунову в спектакле
«Великий Царь». В 1957 году был поставлен спектакль «Борис Годунов», где Ксению
Годунову играла Лика Чавчавадзе. Костюм Александры Тоидзе был заимствован для
этого спектакля, где в нем выходила на сцену Лика. Сегодня, как и много лет назад,
костюмы Солико Вирсаладзе такие же великолепные и впечатляющие.
Говорят, что
костюмы дышат, что в них невероятная мистика... И правда, костюм имеет
значительное влияние на актера, помогает ему войти в роль. Актер и костюм
вместе создают то чудо, которое мы в дальнейшем видим на сцене. В этом случае,
нельзя не отметить спектакль «Женщина-змея», который был поставлен в 1998 году
режиссерами Р.Стуруа и Д.Сакварелидзе и художником Г.Алекси-Месхишвили.
(Электронная
версия эскиза хранится в музее театра им. Ш.Руставели).
Действие
спектакля не выходит за рамки сказочного мира. Это был великолепный дуэт
режиссера и художника, где каждый цвет был важен, звучен и действенен. Костюмы,
созданные Г.Алекси-Месхишвили для спектакля «Женщина-змея» были красочными и
впечатляющими. Воздействие иранского стиля рисования делает все еще более
красочным и мистическим.
(Электронная
версия эскиза хранится в музее театра им. Ш.Руставели).
Каждый
костюм создан настолько со вкусом, так точно примерен на герое, что невозможно
быть равнодушным по отношению к любому из них. Нельзя не остановиться и не
насладиться приятными ощущениями, когда ты видишь костюм змеи, который был
надет на актрисе Нино Касрадзе. Это костюм из черного бархата, украшенный
цветными камнями, который сегодня хранится в музее театра им. Ш.Руставели.
Наверное,
нельзя словами передать все те эмоции, которые тебя переполняют при виде старых
костюмов. То, что сегодня хранится в музее и хранилищах театра им. Ш.Руставлеи,
является красивейшим результатом единства тяжелой работы
и фантазии... Истории, к которой можно прикоснуться.
Перевод – Ани Чибошвили
Comments/disqusion
No comments