(Г.Мегрелидзе
– «Тбилиси» №39. 15/II/1978г.
– материалы из музея Театра им. Ш.Руставели)
В
театральном искусстве редки случаи, когда представление, со дня постановки, на
протяжении многих лет, не обесцвечивается, его монументальность и величие
передаются следующим поколениям. Таковым был спектакль в Театре им. Ш.Руставели
«Разлом» Б. Лавренева. Он, как истинное произведение искусства, был
восстановлен тремя поколениями.
Пять десятилетий назад – в феврале 1928 года, ахметелевская постановка «Разлома» создала
традицию в грузинском театре. В частности, он установил новый героическо-романтический стиль, спектакль поспособствовал достижению цели Сандро Ахметели – создать театр, социалистический по содержанию и национальный по форме. Представление выделялось редким ритмом, темпераментом, острым характерным очертанием и монументальностью. Интересным новшеством стало представление массы, как главного героя. Режиссер попытался показать жизненную истину массы и обреченность мещанства семьи Берсеневых, с большей мощностью и подчеркнутостью.
На месте, зачеркнутом фломастером,
Фамилии людей, которых казнили |
Победе
этой необыкновенной постановки помогло то, что монолитные лица в нем создали
удивительные мастера грузинской сцены – А.Хорава (Капитан Берсенев),
Т.Чавчавадзе (Татьяна), Т.Цулукидзе (Ксения), У.Чхеидзе (Гадуни), А.Васадзе
(Шварц) и др. Зрители были изумлены от характера персонажей, созданного
ими.
По
информации, опубликованной в прессе, мы видим, что после премьеры – с 9 февраля
по 20 февраля спектакль был поставлен 12 раз и на нем присутствовало 15000
зрителей. На третьей постановке присутствовал автор пьесы – Б.Лавренев и, как
признак огромного одобрения, написал в дневнике: «Дорогие друзья! Искренне и
горячо приветствую молодой театр, его выдающееся представление. Я был в
восторге и сильно взволнован от творческой целостности и полной,
доброжелательной, замечательной и бесперебойной работы, которую увидел в
«Разломе». От всей души желаю всем работникам театра им. Ш.Руставели продолжать
идти по пути развития национального театра с такой же энергией и успехом ».
Огромный успех ждал
«Разлом» на всесоюзной олимпиаде в Харькове (1930г.). Эта постановка восхитила
не только русских и украинских критиков, но и критиков из США и других европейских
стран. Гастроли стали настоящим праздником истинных произведений искусства и
доставили большое эстетическое удовольствие обществу. Оно стало светлым
примером сближения, общения и дружбы народов.
В
последствии, Ахметели снова вернулся к этому произведению. 8 ноября 1932 года
на сцене оперного театра поставил оперу «Разлом», которая была посвящена 15-летию
октябрьской революции. Эта постановка отличалась от оперных штампов
реалистической манерой.
24
ноября 1941 года, по инициативе советской организации, зритель театра им. Ш.Руставели
снова увидел спектакль «Разлом», с почти исходным составом.
В
последующих годах тоже не погас интерес к этой постановке. Его, в 1956 году,
воссоздал А.Васадзе, а в 1963 году – А.Хорава – к 75-летию со дня рождения
С.Ахметели и 35-летию со дня первой постановки спектакля.
Перевод – Ани
Чибошвили
Comments/disqusion
No comments