Loading....
Материалы из музея Театра им. Ш.Руставели.
Отделение рукописей

Автор статьи: Леди Капанадзе.

Природа одарила Кахи Кавсадзе, воспитанного в семье музыкантов, великолепным музыкальным слухом и пластичным телом.
С детства он мечтал о профессии киноактера. Т.к. в Тбилиси не существовало подобного учебного заведения, он поступил в Театральный.
Благодаря его педагогу по актерскому мастерству, Габриелю Гвиниашвили, он полюбил театральное искусство. Будучи великой личностью, глубоко воспитанным и эрудированным, он затронул те струны молодого Кахи, которые не лишают силу и, выбравшего однажды путь, оставляет преданным ему, после самой тяжелой работы и даже после неудач. Тайны актерского искусства он познал, работая с опытными режиссерами Театра им. Ш.Руставели. Он принял участие в многочисленных спектаклях, поставленных Дмитрем Алексидзе, Арчилом Чхартишвили и Михаилом Туманишвили.


Актер, с удовольствием вспоминает спектакли, в которых он принимал участие в театре им. Ш.Руставели: Д.Гачечиладзе «Бахтриони», А.Абузов «Они встретились друг с другом», К. Сендербеу «Женское восстание», Г.Нахуцришвили «Чинчрака», В.Дарасели «Песнь о Шевардени», У.Шекспир «Сон в летнюю ночь», Р.Эбралидзе «современная трагедия», М.Элиозишвили «Старые зурначи», Важа Пшавела «Изгнанный».
Лица, созданные актером-новичком, во время работы с опытными мастерами режиссуры, не остались незамеченными. Его Вазуз («Бахтриони», режиссер – Д.Алексидзе) был упомянут в прессе, как лицо, прекрасно и убедительно изображающее обитателя гор; а его Титико (Песнь о Шевардени, режиссер – М.Туманишвили) признали, как роль, которая помогла творческому росту актера.  
С выразительной пластикой был представлен актером король зверей – лев, в спектакле М.Туманишвили «Сон в летнюю ночь».
В фейерверке художественных образов, созданными в театре им. Ш.Руставели лучшими актерами, не осталась незамеченным и «маска копьеносца» К.Кавсадзе («Чинчрака», режиссер – М.Туманишвили). С богатыми мимическими выражениями передал актер основную суть роли.
Пластично исполнил и роль Адама («Божественная комедия», режиссер – Б.Кобахидзе). Адам, представленный актером со стальной фигурой, отражал лицо Адама извечтного карикатуриста Х.Бидструпа.

       Работать с молодыми режиссерами ему тоже очень шло. В дебютном спектакле Л.Мирцхулава, по пьесе С.Клдиашвили «Ураган», он создал очень убедительное лицо.    
О лице, не менее опасном, чем вражеское, представленном актером, первых лет революции, в период социальных потрясений, в прессе писали: «Великолепно представил тип руководителя, бюрократа и карьериста, случайно оказавшегося на ответственной должности.» (Газета «Коммунист», №68, 1961г.)
Интересное художественное лицо, роль Котии, представил актер в спектакле «Вчерашние», где режиссер Т.Чхеидзе точно решил драматургическую задачу и, исходя из современных перспектив, создал великолепный спектакль. В решении этой задачи, вместе с творчемким коллективом, Кахи Кавсадзе внес свой собственный вклад. Трагедия Котии, в его исполнении, вызвала большое, эгоистичное отношение к общественной работе, что стало лейтмотивом всей пьесы.
Самой важной ступенью на пути театрального искусства, сам актер считает роль Гурама в спектакле «Солнечная ночь» (Н.Думбадзе). Гурам Кахи Кавсадзе – друг, которому можно доверить  даже свою жизнь. Человек, который никогда тебя не предаст, который никогда не смотрит на проблемы друга с равнодушием. Эту роль актер исполнял с легкостью, изящно, убедительно. Его Гурам стал символом дружбы.
Его партнером был великолепный актер – Г.Кавтарадзе. Серьезный, который никогда не подгоняет партнера, терпеливо ждущий и позволяющий, с той же мощностью включиться в дело, как делает это сам.
Работая над этой ролью, актер впервые встретился с Робертом Стуруа и этот творческий  контакт  продуктивно длится и по сей день – он участвует почти в всех постановках режиссера. Работая с Робертом Стуруа, актер укрепил веру в собственные силы, что в последствии хорошо проявилось в его ролях.
Примером этого может стать роль Сулеймана в спектакле Р.Стуруа «Измена» (А.Сумбатов-Южин). В режиссерском представлении, Сулейман – завоеватель, причем опасный – раздраженный тем, что Шах, в наказание, послал его в Грузию. Он, мечтающий о возвращении на родную землю, ненавидит страну, за которую отвечает. Он никого не пожалеет, уничтожит все земли, чтоб только заслужить милость Шаха.
Кахи Кавсадзе создал очень впечатляющее творческое лицо. Каждое движение Сулемана, говорящего ужасно «писклявым» голосом, было необычайно спокойным, размеренным, основанным на красивой пластичности. За сдержанностью скрывался его хищный и вероломный характер. Он был похож на зверя, готового к смертельному прыжку.
Последующие сценические лица К.Кавсадзе тоже основаны на интересной пластике: Ланселот (Э.Шварц «Даракон», Симон Чачава (Б.Брехт «Кавказский меловой круг»), Секретарь партбюро (А.Гельман «Начало»), Лорд Хестингс (У.Шекспир «Ричард III»)).

Симон Чачава, созданный им – влюбленный молодой человек. Мягкий – в лирических сценах с Груше, однолюб и преданный друг, но, грубый и эгоистично-требовательный, когда грозят его мужскому достоинству.
В спектакле «Начало» у него была органическая связь в партнером, где он исполнял роль работника партбюро, с принципиальной позицией защитника.

 К.Кавсадзе великолепно выразил трагическое лицо Лорда Хестингса, в спектакле «Ричард III». Актер нашел впечатляющее пластическое решение для характера своего героя. С каким лицом идет и садится на королевский трон, одержимый иллюзиями... Тут открывается сущность человека, одержимого скрытыми намерениями и лицо человека, интеллектуально и морально истощенного.

Кахи Кавсадзе много работает в кино. Именно кинематограф открыл в нем отличного характерного актера. Зрителю навсегда запомнятся его веселые и печальные, наивные и мудрые киногерои.




Перевод – Ани Чибошвили

Comments/disqusion
No comments