19 февраля
1965 года, на сцене Театра им. Ш.Руставели, Роберт Стуруа представил зрителю настолько
впечатляющий спектакль, что, даже через
много лет, «Салемский процесс», в истории грузинского театра, считается одним
из совершенных спектаклей.
В основе
пьесы, автором которой является Артур Миллер, заложены исторические факты,
происходящие в 1692 году. Факты, которые повествуют о беспределе,
несправедливости, ложных обвинениях и клевете. Молодой Роберт Стуруа смог от
имени своего поколения передать ту реальность недавнего прошлого, которую
пережила предыдущее поколение. В
спектакле явно был след аллегории, гротеска, сарказма, иронии и фарса – всего
того, что стало главным составляющим «политического театра» Стуруа.
Нодар Гурабанидзе
считает «Салемский процесс» первым весомым спектаклем Стуруа. В его рецензии
сказано: «...Этот спектакль включает в себя все компоненты: - актерское мастерство,
сценография, музыка (составляющая одно целое) и стилистически безупречно
компонированна. В нем отлично сливаются все традиции театра Руставели и
особенности современного театра.»
У спектакля
была очень интересная сценография. Вместо штор, зрителя и сцену разделяла
огромная железная стена. Это стена своим весом и шумом ассоциировалась с гильотиной. За этой стеной мир как-бы погружался в
абсолютную темноту, где царила душераздирающая атмосфера.
В спектакле
участвовали великие актеры Театра им. Ш.Руставели: З.Кверенчхиладзе,
Е.Магалашвили, Г.Сагарадзе, Д.Гаганидзе, Б.Кобахидзе и др.
Из одной из
статей, написанных о «Салемском процессе»:
· «Стуруа точно определил
психологические каналы человеческих отношений, определил точную интонацию
спектакля».
· «Салемский процесс» еще раз показал
огромный художественный потенциал и навыки успешных решений творческих заданий
Театра им. Ш.Руставели.» (18 марта 1965г, Тбилиси)
Следует
отметить, что автор пьесы – Артур Миллер, присутствовал на одном из показов
спектакля «Салемский процесс» на большой сцене Театра им. Ш.Руставели. Он
сказал тогда: «Спектакль, исполненный с честью и без сентиментальностей, как на
сцене других театров. Мне очень понравилось, очень впечатляюще. Он
целеустремленный, сильнодействующий, цельный и монолитный, с хорошо продуманным
эпизодным развитием».
В 1975 году,
через 10 лет после премьеры спектакля, Роберт Стуруа сказал: «Моими первыми
важными шагами в режиссуре были «Перед ужином» Розова и «Салемский процесс»
Миллера. Режиссер обязательно должен попробовать себя во всех жанрах, чтоб
прочувствовать их особенность и понять свое призвание. Для этого мне
понадобилось больше 10-ти лет, хотя, мне до сих пор сложно сказать, что я нашел
свое «амплуа».
Это был
спектакль, поставив который, Роберт Стуруа стал одним из безмерно интересных
режиссеров своего поколения. И сегодня, через много лет, он постоянно поражает любого
зрителя.
Перевод – Ани Чибошвили
Comments/disqusion
No comments