Loading....

Жанри Лолашвили – представитель той, группы актеров, о которой мечтал великий Котэ Марджанишвили и одним эпитетом упоминал в своих письмах – «синтезного» Ж.Лолашвили разносторонним талантом одарила природа – он наделен особенными музыкальными, пластичными и драматическими данными, является отличным художником и очень интересной личностью.
В дневнике актера, сохраненном в музее театра им. Ш.Руставели, есть запись - высказывание Роберта Стуруа: «Роли, исполненные актером, всегда отлично сливаются со стилистикой спектакля. Он неустанный мастер, наполненный музыкальной энергией. Одаренный талантом художника, как видно, он обладал и этой энергией, т.к. поступил на Московские режиссерские курсы, изучать профессию художника-мультипликатора.  Его педагог  по мастерствуСтабилин впервые заставил его задуматься насколько правильным был его выбор, но, несмотря на достигнутый  уровень в сценическом искусстве, это не уменьшило в нем желание рисовать».
Две разновидности объединены в одной личности: индивидуализм в рисовании сценический эксцентризм. У него всегда очень хорошо получаетсядостигнуть совершенства в своей профессии. Он очень любит своих персонажей, и ему не нравится, когда о них отзываются, как об отрицательных героях.
- Разве можно, чтоб автору нравился свой персонаж и при этом он так высмеивал его, как Илиа? – спросили у актера в одном из интервью.
- Не нравится, а любит его – говорю я вам – «объясняет» нам отношения Луарсаба и его автора Жанри Лолашвили, - вспомните слова Илии: «В конце концов, мы возьмемся с Луарсабиком за руки и будем ходить вместе». 
Насколько правильным будет сравнивать отрицательного персонажа с самим автором, решать читателю, но это действо демонстрирует нам свою идею совершенно в ином измерении, в иных сценографических пластах – Луарсаб является жертвой того времени, в котором живет, и он, так же как и мы не может изменить социальные искажения и общественную жизнь. Тем не менее, какие действия мы можем потребовать от Луарсаба Лолашвили, который, в отличие от этого персонажа, рассуждает намного интереснее? В мире, где происходит столько несправедливости и преступности, и никто не может бороться с этим злом, он тревожится из-за убийства Илии. Он, этот маленький человечек, даже не проявляется перед нами, как хозяин своего дома. У семьиТактакидзе живет один чужестранец, русский, который принимает иностранных гостей намного лучше, чем сами хозяева. И в то же время, он спокойно живет и послушно ждет того, времени, когда станет владельцем этого земельного участка. Луарсаб, в лице Жанри Лолашвили, прекрасно знает, что только наследник поможет ему избавиться от тяжелой участи, но все же враждует с братом. Именно это и разрушило Грузию.  Он предпочитает оставить свое имение заброшенным, нежели передать его своему племяннику. Большому количеству национальных и социальных искажений подверг великий Илиа своего персонажа.


«Существуют роли, над которыми я работаю с огромной любовью, но есть и такие, которые я исполняю лишь из-за положенных на меня обязательств» - утверждает г-н Жанри.
В его творчестве невозможно отличить одно от другого. Как истинный профессионал, он никогда не представляет зрителю неинтересную и неоригинальную игру. Каждую свою роль он наполняет присущей ему жестами, интонациями, сценическими действиями и речью. Вспомним хотя бы егоГренгольма (Ш.Дадиани «Вчерашние») – элегантного, очаровательного, одетого в белый мундир, с магической улыбкой... Когда он появлялся на сцене, своим «счастливым» обликом, он возвращал всех к несчастной и глупой толпе. Он с легкостью передвигался, наслаждался всеми благами, которые предлагались ему и хорошо проводил время за, накрытым на сцене, столом (который воспринимался символом Грузии в целом). И в итоге, опьянев, запрыгивал на него танцуя и сапогами сбрасывал все со стола. Гренгольм был сценическим лицом, с богатой психологической глубиной. Раз уж, был упомянут русский сапог, не могу не вспомнить его Авшарова (М.Джавахишвили «Женский груз»), который, в интерпретации актера и режиссера Т.Чхеидзе, не воспринимался, как отрицательный герой. Актер изображал целеустремленную, бескомпромиссную натуру, с присущим ему профессионализмом и человеческими страстями. Герой Лолашвили – трагическое лицо, который предал любимую женщину. Его волнение – честны, а месть – мужественна.
В творческой биографии Жанри Лолашвили отпечатана не одна значительная роль, сыгранная им. Одной из таковых является роль шута (У.Шекспир «Король Лир»). И в этом спектакле, Роберт Стуруа представил на суд зрителя оригинальную интерпретацию пьесы – во время аффекта Лир убивает шута. А шут олицетворяет собой душу Короля, которая отделилась от тела, после первого предательства его дочери, и не покидает его вплоть до старости (к тому времени уже сошедшего с ума),  чтобы открыть ему шире глаза и помочь разглядеть реальность, избавить от зла, которое он сам и посеял. Персонаж ЖанриЛолашвили на сцене в постоянном действии: то ползает, то бегает как собака на четырех ногах, то хромает, но несмотря на все это, вплоть до самой сцены смерти, он является одной из главной действующей силой. Жанри Лолашвили идеально смог охарактеризовать это сценическое лицо. Этой ролью, актер доказал, что он не только большой мастер своего дела, но и обладатель огромного сценического шарма и интеллекта. Местные и иностранные театралы смогли глубоко прочувствовать как все представление в целом, так и этого персонажа в частности. 
Как мы уже отмечали, Жанри Лолашвили – полный «музыкальной энергией», создал еще одного  незабываемого сценического персонажа на сцене театра им. Ш.Руставели. Это была роль повествователя в «Кавказском меловом круге» Б.Брехта. Его персонаж, с микрофоном в руках, сопровождает актеров и, иногда пением, иногда музыкальным речитативом, лозунгами, очень пластичным сценическим действом, полный сострадания, своими музыкальными фразами привлекает зрителей. Он дает советы персонажам, помогает им (сцена, когда он помогает Груше натянуть веревку),  насмехается над ними (сцена разбора гардероба г-жи Нателы), сострадает им, хотя в сценическое действие не вмешивается. Своей ярко выраженной речью, разнообразием голосовой интерпретации, легким юмором, завистной свободой и коммуникабельностью как с персонажами, так и со зрителем, Жанри Лолашвили, в роли повествователя, становится центральным персонажем всего действа.



Сегодня, смотря на удивительную легкость в его сценическом действе, неопытный зритель думает, что играть на сцене необычайно легко. Они не чувствуют никакого давления со стороны актера, несмотря на вырожено сложные психологические нюансы производительности. Он настолько спокойно выполняет наисложнейшую музыкальную и пластическую партитуру, что становится очевидным – это пик мастерства, для которого нужен не только опыт, но и талант. Тут уже чувствуется, что это та самая эстетическая категория, которую называют наслаждением. Наслаждением не собственным творчеством, а, как говорил Станиславский, искусством, которое воплощено в этом актере.



Роли, исполненные на сцене театра им. Ш.Руставели:
·         Волк, мальчик (Сулхан-Саба Орбелиани «Мудрость лжи», режиссер – Н.Хатискаци)
·         Тимофей (А.Цагарели «Ханума», режиссер – Р.Стуруа)
·         Гренгольм (Ш.Дадаиани «Вчералшние», режиссер –  Т.Чхеидзе)
·         Второй визирь (А.Сулакаури «Саламура», режиссер – Р.Стуруа)
·         Писатель (П.Какакбадзе «Кваркваре», режиссер – Р.Стуруа)
·         Меркуцио (У.Шекспир «Ромео и Джульетта», режиссер – Г.Кавтарадзе)
·         Федор (А.Толстой «Смерть Ивана Грозного», режиссер – Л.Мирцхулава)
·         Повествователь (Б.Брехт «Кавказский меловой круг», режиссер – Р.Стуруа)
·         Георгий (Н.Цулеискири «Тутарчела», режиссер – Н.Хатискаци)
·         Авшаров (М.Джавахишвили «Женский груз», режиссер – Т.Чхеидзе)
·         Варскен (Я.Цуртавели «Мученичество Шушаник», режиссер Н.Хатискаци)
·         Бригадир (А.Гельман «Начало», режиссер – Р.Стуруа)
·         Ленин, врач Обух, Тихонов-Луговой (М.Шатров  «Синие кони на красной траве», режиссер – Р.Стуруа)
·         Гоги, бандит, Давид (Р.Стуруа, А.Варсимашвили, Л.Попхадзе «Вариации на современную тему», режиссер-постановщик – Р.Стуруа, режиссер – А.Варсимашвили)
·         Иона (Л.Табукашвили «Обуздывают мимино», режиссер – А.Варсимашвили)
·         Шут (У.Шекспир «Король Лир», режиссер – Р.Стуруа)
·         Луарсаб (И.Чавчавадзе «Человек ли он?», режиссер – Р.Стуруа)
Фильмы, в которых снимался  Жанри Лолашвили:
·         «Зеленый луг» (Режиссер – А.Рехвиашвили)
·         «Блуждающие рыцари» (Режиссер – Т.Палавандишвили)
·         «Путешествие на край света» (Режиссер – А.Майоров)
·         «Нуца» (Режиссер – А.Рехвиашвили)
·         «Мой  английский дед или Робинзониана» (Режиссер – Н.Джорджадзе, И.Квирикадзе)
·         «Несколько интервью на личные темы» (Режиссер – Л.Гогоберидзе)
·         «Жизнь Дон ки Хота и Санчо» (Режиссер – Р.Чхеидзе)
·         «Приблежение» (Режиссер – А.Рехвиашвили)
·         «Дорога внутрь» (Режиссер – А.Рехвиашвили)
·         «Останься со мной» (Режиссер – З.Урушадзе)
·         «Багратиони» (Режиссер – Г.Чохонелидзе, Г.Мгеладзе)
·         «Ступени» (Режиссер – А.Рехвиашвили)
·         «Колодец» (Режиссер – Чарквиани)
·         «Горячая псина» (Режиссер – З.Урушадзе)
Телевизионные спектакли:
«Человек, который безумно любил литературу», «Подземные замки» и др.
Звания и награды:
1976г. – Заслуженный артист грузинского ССР
1979г. –  Государственная премия СССР
1981г. – Народный артист Грузинского ССР
2000г. – Приз за лучшую мужскую роль («Человек ли он?», режиссер – Р.Стуруа, Международный фестиваль «Золотая маска», г.Рустави)

Перевод – Ани Чибошвили

Comments/disqusion
No comments